Анонс журнала «Управление автобизнесом» №32•2016

Один из спикеров номера рассказал об опыте собеседования кандидатов через «полиграф» – случай типичный для 2016 года, рядом закрылся дилерский центр. Отбраковка составила более 90% (!) по одной причине: воруют. И не по мелочи, а наладив схемы и отработав «бизнес-процесс».

В моем любимом автосервисе недавно сменился управляющий. Он был превосходным продажником, высоким профессионалом инженерного дела и прекрасно ладил с собственником… что не мешало ему брать из кассы столько, сколько умещалось в горсти. 

Крупный автоцентр, который я уважаю и часто привожу в пример как образец построенного с нуля честного бизнеса, недавно отказался от выгодного партнёрства, согласованного на уровне собственников – и тихо «слитого» на один шаг ниже в иерархии управления…

Увы, такие примеры можно приводить бесконечно. И порой разговор о воровстве становится скучным. «В стране все воруют» – пожимая плечами, говорят собеседники. Мол, зачем открывать пустую тему? Нельзя переделать мир. Если он таков, прими его – и всё. 

Однако сейчас, когда каждый день ведутся столь же рутинные беседы о падении загрузки (особенно в сфере малярно-кузовного бизнеса), о необходимости жесточайшей экономии, о сокращении штата… 

У темы воровства две стороны – и обе довольно пугающие. 

«Воруют все» – таков пассивный взгляд. Сторонний наблюдатель, не вовлеченный в процесс, не желает видеть то, что происходит рядом, ежедневно. .  Собственник не готов работать с указанным фактором и видеть в нем и ресурс, и угрозу. Хуже: зачастую он уходит в тотальное недоверие к своим же людям и строит систему, которая их контролирует – людей, а не процессы и потоки.

Вторая сторона: «Если вокруг воруют, что я, святее папы римского? Надо крутиться, как все». Умение «крутиться» стало качеством позитивным и достойным уважения. Поведение чиновников, публичных фигур, новых богатых лишь доказывает верность такой установки. 

Мы благополучно избавились от груза «морального кодекса строителя коммунизма». И ничем не заменили эту довольно-таки ветхую конструкцию. Образовалась пустота в поле этики – бытовой, деловой, публичной.

Почему именно теперь захотелось обозначить тему, в которой любая борьба смахивает на донкихотство? Ведь бизнес вне этики может быть успешным, и даже сверхприбыльным. Это очевидно. А чрезмерная щепетильность граничит с  бизнес-диссидентством и контрпродуктивна.  

Но воровство – штука более материальная и опасная, чем «ветряные мельницы». И, если не искать причин для искоренения порочной практики в поле этики, стоит их найти в сфере материальной – в эффективности и продуктивности. 

Воровство для бизнеса сродни нападению гнуса. Здоровый хищник, только что бывший хозяином тайги – гибнет. Он не может дышать, расти и бороться. 

Воровство не просто «испаряет» материальные ценности и долю финансовых потоков. Оно искажает систему управления, меняет приоритеты для исполнителей всех уровней и сводит к нулю любые системы мотивации. Оно уничтожает ценности компании и лояльность персонала, а затем и клиента. Оно создает сперва небольшие, а затем критические искажения в информационных потоках… И потому самоуспокоительный тезис «воруют все» – опасен.  

Решение поговорить на эту тема навеяно работой над номером, где в фокусе – эффективность малярно-кузовного производства. Меня шокировало то, насколько отличается поиск рычагов влияния внутри страны и глобально. А весна дала возможность сравнивать – конвенция РОАД, встречи под эгидой IT-поставщиков, «Автобосс»… – и международная конфедерация IBIS. Всё это есть в номере.

Никто и ни разу в Барселоне, на IBIS, не говорил о тендерах, работе с бюджетными материалами и съёме нормо-часов с окрасочной камеры. Это важно. Но это – внутренние вопросы, которые урегулируются в рамках цеха или сети. И порой они  вообще не зависят от собственника и МКЦ – далеко не всегда можно выбрать поставщика и материалы по «условиям игры». 

Поэтому ресурсами и рычагами остаются – время во всех его проявлениях, уровень отладки бизнес-процессов и сила команды. Всё это будет давать «плюс» строго при условии: люди работают, а не строят схемы воровства. 

В номере много аспектов темы эффективности. Но этот – ключевой – вынесен на первую страницу. 

Воровство даже не аморально. Оно смертельно для компании.




Главный редактор журнала «Управление автобизнесом» 
Оксана Демченко