4-ая Конвенция РОАД. День первый

Автор : Оксана Демченко

12.04.2016

РОАД. В день старта Гагарина дилеры РФ хотели говорить о хорошем и оптимистичном вопреки кризису...

Семинар компании «Бизнес Кар» уже третий год традиционно сопровождает Конвенцию РОАД и раскрывает аспекты бизнеса, связанные с кузовным ремонтом. Сезон-2016 продолжил эту традицию.

Тема эффективности кузовного производства в нынешний сложный период особенно актуальна. И рассматривать её спикер начал с «управленческого скелета» бизнеса – от собcтвенника через топ-менеждемент и до рабочего персонала в ремзоне. При этом выявлялись цели, страхи и взаимосвязи всех уровней управленческой иерархии. Ведь очевидно, что на каждом уровне есть свои потребности, свои приоритеты. Понимать их очень важно, чтобы не иметь ложных ожиданий и не ставить на каждом уровне нереализуемых или малопонятных исполнителю задач. 

Кроме того, рассматривая такую структуру детально, можно лучше и полнее понять роль каждого участника процесса и его вклад в эффективность (или потери).

Совершенно очевидно, что между видением сотсвенника, ориентированного на статус фирмы, миссию и прибыль, и видением рядового маляра или жестянщика, желающего получить оплату и не перетрудиться – пропасть.

Другое название темы – «9 заблуждений относительно кузовного ремонта». 

Заблуждение №1: «Не важно, какой системой ЛКМ пользуется автоцентр». 

На результат это почти не влияет. Эту тему спикер рассматривал на реальных данных учебного центра и производства, сравнивая технические параметры по двум системам материалов. Проявилась ожидаемая картина: «премиум» прощает ошибки и дает гарантии и поддержку, экономит время. ЛКМ бюджетного уровня – экономит деньги на прямых расходах, но только на прямых. 

Заблуждение №2: «Если мы не можем выполнить ремонт, в этом виновато оборудование и ЛКМ». 

Тут очевидно, что проявляет себя конфликт мнений, осложненный пробелами в технической компетенции управленцев: порой они готовы на слово верить оправданиям линейного персонала, не вникая в реальную ситуацию. Между тем, важно не наказать виновных, а именно найти настоящую причину, которая может крыться в компетенции персонала, в его готовности самовольно сокращать регламенты и упрощать технологические процессы, просто скрывать недопонимание и неумение (нежелание) учиться. Поэтому, если возникает запрос снизу на замену оборудование, важно увидеть его как «звоночек» по потенциальной проблеме. 

Заблуждение №3. «Лучше взять готового профи с опытом 15 лет, чем готовить его на месте».

Однако, имея собственную академию, занятую аттестацией и обучением перснала, «Бизнес-Кар» видит иное. Взяв новичка, можно вывести его на выкоий уровень квалификации за полгода. А вот переучить «старого» мастера, ввести его в свою систему требований и традиций порой куда сложнее. 

Заблуждение №4. «Не нужно отправлять снова на обучение профи, который уже был обучен».

Это освершенно ложное мнение! Каждый год обновляются и меняются технологии, дополняются базы данных по ЛКМ и иным материалам, меняются заводские технологии. Кроме того, люди теряют навыки, если ими не сполна пользуются. 

Заблуждение №5. «Чему можно научиться в учебном центре? Там только рекламируют ЛКМ и бренд».

Тут очень важно понимать, о каком именно центре идет речь, и учитывать его профиль, его цели и возможности, его набор оборудования и квалификацию персонала, ассортимент курсов и тренингов. 

Открывая пленарное заседание РОАД, Владимир Моженков отметил: «Сейчас отрасль не нащупала дно. Процесс обеднения и закрытия ДЦ, увы, пока не остановлен, эта тенденция опасна и она сохраняется. Пока еще действуют программы господдержки, но и они не вечны, поэтому очень важно нащупать, освоить и усилить новые направления. Важно работать с рынком вторичных продаж, надо открывать новые принципы работы. Вячеслав Лысаков, депутат Государственной Думы РФ: «Полагаю, внимание, уделяемое отрасли со стороны гсоударства недосточно. Надо больше работать в поддержке и полнее понимать запросы специалистов». 

Аналитика от «Альфа-банка» – очень солидный обзор макроэкономики и тенденций. При общем тревожном прогнозе – ожидается второй год сокращения рынка, что нетипично для РФ (прежде так кризисы не «отыгрывались»). При этом мы находимся в цикле предвыборном, потому говорить о сокращении социальных статей расходов вряд ли стоит. Это будет давить на бюджет и осложнять предоставление поддержки отраслям.


Однако в целом есть и позитив: валютный курс относительно стабилизировался на новых уровнях, что пусть и относительная, но все же стабильность, некое промежуточно, но очень важное равновесие.

Еще один фактор, отчасти усложняющий ситуацию – это чистка в банковском секторе. Если частные лица хотя бы отчасти застрахованы, то бизнес находится в зоне риска. Однако топ-200 банков аккумулируют до 98% рынка, и это говорит о том, что чистка сегмента в целом верное и своевременное решение. Ужа давно экономисты говрили о том, что 300 банков – это бизко к оптимуму для страны, но никак не 700.

Хорошая новость: не стоит ждать больших валютных потрясений. Ряд отраслей получил позитив от девальвации валюты. Однако же в целом интерес государства к импорто-ориентированным отраслям обоснован и понятен. Так, иллюстрацией может быть рынок тризма, где турпоток активно перенаправился из Турции и Египта на внутренние направления. Это элемент импортозамещения, пусть и не товарного. И это своего рода подспорье для иных отраслей: деньги, не затраченные в туризме, будут очасти перераспределены в иные отрасли, в т.ч. в автосферу. Импортозамещение лимитируется самой ограниченной возможностью поиска российских аналогов продукта.

Позитив: внутренние долги секторов сокращаются, и такое снижение закредитованности очень важно, в дальнейшем оно даст хорошие возможности. В краткосрочной перспективе тот же тренд создает негатив в плане инвестирования.

Проблема недосточного инвестиционного капитала – это очень важная в РФ ситуация. И она сейчас давит рынок. Инвестировать в модернизацию средств производства очень и очень важно. Параллельно в стране идет стагнация экономически активного населения, что плохо, хотя маскирует ситуацию с безработицей, которая растет относительно слабо. Избыток трудовых ресурсов не наблюдается. Если говорить о производительности труда, тут нельзя не отметить: качество кадров целом высокое по образованности и квалификации. И потому пик проблем – именно инвестиции.

Электоральный цикл тормозит в какой-то мере активность и резкость принятия решений. 


Игорь Ямов, «Ингосстрах»: В 2015 году прошел реальный «тектоничский сдвиг», слабее сказать нельзя. Впервые за историю рынка объем КАСКО стал ниже объема ОСАГО, и это – тот ремонтный потенциал, который ориентирован на дилерский ремонт.

Сближение объемов началось в связи с ростом лимитов выплат по ОСАГО, параллельно стали расти и показатели средних выплат. ОСАГО – этот рынок отвественности, – отметил спикер. При этом был запущен и рынок прямой выплаты убытков, то есть выплаты через свою компанию, которая выдала полис. И именно тут спикер видит ключевую точку сотрудничества с партнерами – автоцентрами, холдингами. Репутации страховой компании и дилера становятся взаимосвязаны и напрямую зависят от реализации ремонта. У СК и дилера наконец-то появился общий клиент, и это очень важно. И это движет рынк к цивилизации, поскольку важность удовлетворенности клиента (важность того, чтобы автомобиль был отремонтрировать безопасно и надежно) – растет.



Выплаты 122 млрд в 2015 году, и в этом объеме 98% – это ущерб транспортным средствам.

Что очень важно – поведение клиентов. Из 10 лишь 2 клиента согласились на выплату в натуральной форме – прочие выбирают ремонт, а не деньги.

Девальвация рубля, резкий рост цены полиса КАСКО, создание урезанных продуктов и изменение оценок – все это резко толкнуло рынок «вреред», в стадию средней зрелости, – отметил спикер. А это значит: рост внимания к неоригинальным запчастям, акцентривание на ограниченной марже по запчастям и сбережение удовлетворенности клиента. Важно преодолеть жадность автопроизводителя, – отметил Ямов.

Новая реальность по загрузке – 0,47… Можно ли выжить при таких реалиях? – отмечает Моженков… Это по сути работа в минус.

Представитель ФАС вышел из зала и по своему желанию дал ряд комментариев по теме одностороннего расторжения довогоров с дистрибьюторами, а также по теме использования неоригинальных материалов и деталей при гарантийном ремонте и ТО. Комментарий двусторонний: да, есть проблема, но есть и ситуация неготовности ряда дилеров идти на прямой контакт, на сотрудничество. Когда ФАС задает вопросы дилерам напрямую, зачастую эти письма переадресуются дистрибьютору – это вместо ответа, это провоцирует недопонимание и тормозит рассмотрение вопросов.

Тема установления рекомендованных цен тоже неоднозначна – дистрибьютор имеет право установить максимально допустимую цену, но регулировать её внутри рынка – нет, это вне поля ФАС. 

3000 собственников вложили 15 млрд долларов в автоострасль, – комментирует Моженков. И очень важно видеть работу этих людей, их риски и их потребности. Эти инвестиции и срества тоже нуждаются в защите со стороны государства, это та сама локализация, это отстаивание интересов российских предпринимателей.

Примером стала ситуация с Газпромнефтью, которая в сложный период кризиса готова предложить дилерам проект софинансированием, что критически важно. Однако войти в нишу гарантийного ТО и ремонта – не может. 

Впервые на Конвенцию прибыл гость – Peter Welch, президент NADA, США. Он отметил, что понимает сложный период для рынка коллег в РФ, и хочет в связи с этим выделить 4 ключевых момента по росту и развитию бизнеса.

Жизнестойкость дилера – это очень важный парамерт. Именно она помогла дилерам США пережить тяжелейший рынок 2008 года, когда авторынок по сути схлопнулся, случилась «Великая рецессия». Продажи новых авто упали на 57%, более 2000 ДЦ было закрыто. Прошло два беспрецедентных банкротства – Крайслер и Дженерал Моторс.

Многие вынуждены были закрыть двери и выживать из последних сил.

В такое время начинаешь думать: надо заглянуть в себя и задать вопрос, что я могу сделать для спасения сотрудников, бизнеса, инвестиций?

В тот период тысячи ДЦ объединились и запросили поддержку у правительства. Ассоциация стала тем инструментом, который позволили донести информацию с самого низа отрасли до правительства. NADA объединяет более 17 тыс.  ДЦ, и их пожелания были донесены до правительства и Конгресса.

NADA – единый голос сообщества, который донес реакцию отрасли на кризис. Отчасти и заслуга NADA то, что выжили марки GM CCRusler.

NADA стала инструментом, который сберег ДЦ, кадры, отрасль.

Одиночки не выстоят в кризис. Именно коллективная, общая работа спасает в критических условиях. В такие периоды надо быть терпеливым, уверенным в своих силах, надо доводить начатое до успеха. И Peter Welch увидел у соих коллег в РФ, у ассоциации РОАД, именно такие задатки.

Сейчас наша отрась сильна, как никогда – более 17 млн новых авто продано. Более 1 млн сотрудников занято в ДЦ Америки. 15% всех налогов с продаж генерируют именно дилеры! И это – изменение ситуации, достигнутое за 15 лет…

Применительно к РФ: важно верить, что вложенные усилия дадут эффект, выведут в новое время, сделают сильнее и мудрее. Такова суть трудного времени: переосмысление себя и бизнеса. После кризиса, как правило, комании становятся прибыльнее.

Сильная национальная ассоциация – это огромное преимущество дилерского сообщества. И это надо понимать и ценить. Это работает в США. И NADA так видит свою миссию – поддерживать и защищать дилерское сообщество. А это и поддержка в хорошее время, и сопровождение в самом тяжелом кризисе.

Кризис – время консолидации, это важно понимать и этому правилу надо следовать. И это время, когда со своей стороны ассоциация должна доказать свою силу и эффективность: именно в трудное время она наиболее нужна, именно в это время она должна максимально работать.

О дистрибьюторах. Да, мы порой тоже не согласны с тем или иным автопроизводителем. И тут очень важна роль третейского судьи, которую на себя может и должна взять ассоциация, чтобы сгладить противоречия и превратить конфликт в драйвер развития. 

К вопросу по возвращаемости клиента.10 лет назад в Америке тоже не особенно переживали по поводу возврата клиента после того, и как автомобиль продан. Сейчас американцы хотят «клиента на всю жизнь». А это значит быть честным с клиентом, дать ему высокий сервис, бережно с ним работать и вести его по жизни… 

Со стороны постоянного партнера РОАД – компании «Аудатэкс» – выступил Евгений Шпонько. Он отметил рост активности и массовости Конвенций с 1-й по 4-ую, рост числа и актуальности программы семинаров и встреч. 

И наконец кульминация дня: Олег Мосеев делает презентацию нового масштабного проекта РОАД – единая электронная база автомобилей с пробегом. Это не просто проект, нацеленный на прибыль, это реальный инфраструктурный прорыв и большая помощь конечному потребителю. Это ненасильственный, рыночный путь цивилизации весьма хаотичного и «серого», криминализированного рынка вторичных продаж. Партнером в реализации проекта стала компания «Кароператор».

Очевидно, что нынешняя дилерская доля рынка вторичных продаж авто – 8% – очень мала. И, создавая такую базу РОАД стремится изменить ситуацию до типичной для развитых рынков, где треть продаж в указанном сегменте идет именно через дилерский канал. А это – быстро посчитал Олег Мосеев – еще порядка миллиона автомобилей в год, и это дало бы огромную поддержку для выживания и развития дилеров. И это создало бы новое поле «белого» бизнеса, пока, скажем так, «невспаханное даже».

В тендере на реализацию проекта участвовали восемь крупных компаний рынка РФ, – отметил Владимир Моженков, комментируя выбор партнера.

Первый из блоков проекта, который уже в значительной мере реализован – проверка по VIN-номеру. Далее будет формироваться система проверки юридической чистоты сделки.

 


 Фото

Конвенция РОАД 2016 (1-й день)